Страница обновлена 05.02.2023

МОУ ВОЩАЖНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Страница обновлена 05.02.2023
МОУ ВОЩАЖНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Об исключении доступа образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет деструктивного характера

 В 2006-2008 годах в рамках реализации ПНП «Образование» на федеральном уровне была разработана и внедрена в более чем 60 000 Российских школ система исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования обучающихся. Федеральная система обеспечивала как функцию фильтрации Интернет-контента, так и функцию мониторинга использования сети Интернет образовательными учреждениями по всей России.

Блокировка запросов к Интернет-ресурсам, содержащим запрещенный контент, осуществлялась на основе использования технологии DNS-фильтрации, а также специального программного обеспечения – Персонального Клиента Фильтрации.

В мае 2011 года Министерством образования и науки РФ были утверждены Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет (далее – Правила)

Технические аспекты фильтрации

Основными технологиями фильтрации Интернет-контента является URL-фильтрация по «черным» и «белым» спискам доменных адресов сайтов, а также фильтрация по тематической категоризации Интернет-ресурсов, которая позволяет реализовать более гибкую политику безопасности.

Следует отметить, что обеспечить гарантированную фильтрацию Интернет-контента от ресурсов деструктивного характера технически невозможно! Изменения в сети Интернет происходят слишком быстро, и обновление «черных» и «белых» списков не успевает за этими изменениями. Единственный надежный способ фильтрации – контентная фильтрация по «белому» списку. Однако такой способ фильтрации, по сути, является дискредитацией идеи использования глобальной сети Интернет в школе и оправдан лишь в определенных случаях (см. ниже).

С точки зрения способа установки и использования контентной фильтрации существует несколько возможных вариантов.

·         Установка СКФ в качестве локального приложения на каждый компьютер

Вариант, который наиболее часто используется для реализации систем родительского контроля. Недорогое (в случае использования на одном или нескольких компьютерах), но и наиболее уязвимое решение. Кроме того, процедура администрирования и управления настройками такого решения является достаточно трудоемкой.

·         Использование внешнего фильтрующего сервера сервис-провайдера.

Решение характеризует сравнительно невысокая стоимость и достаточно высокая надежность фильтрации. Существенным недостатком такого решения является снижение скорости доступа к Интернет-ресурсам за счет перенаправления трафика на внешний сервер, особенно если сервер установлен далеко за пределами региона.

·         Использование выделенного фильтрующего сервера учреждения

Использование выделенного фильтрующего сервера предоставляет наибольшие возможности по настройке системы фильтрации, однако это требует наличие высокой квалификации системного администратора. Несколько большие затраты на развертывание сервиса компенсируются отсутствием замедления доступа к сети Интернет из-за перенаправления трафика на внешний фильтрующий сервер.

Региональная система контентной фильтрации Интернет-трафика

Результаты мониторингов, проводимых Министерством образования и науки Самарской области, показывают, что эффективность использования образовательными учреждениями СКФ во многом определяется уровнем квалификации системных администраторов образовательных учреждений. Поэтому и эффективность фильтрации Интернет-ресурсов одними и теми же СКФ в различных учреждениях существенно отличается. Кроме того, ни один системный администратор не в силах самостоятельно осуществлять поддержку в актуальном состоянии «черных» и «белых» списков.
Решить указанную проблему представляется возможным за счет использования единой региональной системы контентной фильтрации Интернет-трафика, исключающей доступ образовательных учреждений Ярославской области к ресурсам сети Интернет деструктивного характера, и централизованного администрирование указанной системы по единым правилам.

В целях минимизации рисков доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, не связанными с задачами обучения и воспитания была создана и введена в эксплуатацию. В первую очередь система блокирует доступ пользователей Интернет к информации, распространение которых запрещено законодательством Российской Федерации и/или содержание которой может нанести вред здоровью или развитию ребенка (пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды; порнография, употребление наркотических средств; экстремизм; убийства, насилие, преступления и т.д.).

Техническое сопровождение фильтрующего сервера (региональный узел контентной фильтрации) и централизованное администрирование коммуникационных серверов образовательных учреждений осуществляется силами ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центра профессионального образования Самарской области (далее – ЦПО).
Очевидно, что применение именно такой схемы фильтрации позволяет использовать преимущества сразу двух способов фильтрации: с использованием внешнего фильтрующего сервера и выделенных фильтрующих (коммуникационных) серверов образовательных учреждений. Следует отметить, что фильтрация указанным способом не приводит к какому-либо замедлению скорости доступа к сети Интернет из-за перенаправления трафика на внешний фильтрующий сервер. Кроме того, наличие в образовательном учреждении системного администратора с высоким уровнем квалификации не требуется, поскольку техническое обслуживание коммуникационных серверов осуществляется удаленно системными администраторами ЦПО.

1 уровень (региональный)

На региональном уровне осуществляется исключение доступа к информации, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации и/или содержание которой может нанести вред здоровью или развитию ребенка.

.2 уровень (локальный)

На уровне образовательного учреждения принимается решение об ограничении доступа обучающихся к информации, несвязанной с задачами воспитания и образования. В зависимости от категории пользователей, возрастного состава учащихся, учебных задач и др. политика доступа к Интернет-ресурсам может и должна быть гибко настраиваемой: от «все запрещено» (фильтрация только по «белым» спискам) до «все разрешено» (снятие каких-либо ограничений 2 уровня).

Следует отметить, что фильтрация Интернет-ресурсов на локальном уровне должна дополнять, но не подменять систему фильтрации на уровне региональном. Для обеспечения фильтрации на локальном уровне образовательное учреждение должно быть самостоятельно в выборе СКФ.

 Контентная Фильтрация

   В соответствии с действующим законодательством ОАО "Ростелеком", который является провайдером, предоставляющим услуги сети Интернет в образовательных учреждениях района,  установил сетевые экраны (фильтры), исключающие доступ к ресурсам, несовместимым с задачами воспитания учащихся. Но этого недостаточно для 100% фильтрации нежелательных ресурсов, поэтому в образовательном учреждении должны быть реализованы три подхода (метода регулирования доступа):

1.                  Техническое ограничение доступа:
установка системы контентной фильтрации, работающей по «белым» спискам - только разрешенные сайты (примерный перечень программного обеспечения контентной фильтрации представлен ниже);

   1.     192.168.0.200

2.     yandex.ru

3.     https://yandex.ru/search

4.     znopr.ru

5.     ntp.org

6.     pool.ntp.org

7.     ru.msn.com

8.     msn.com

9.     kaspersky.ru

10.  kaspersky.com

11.  microsoft.com

12.  windows.com

13.  time.windows.com

14.  update.microsoft.com

15.  support.microsoft.com

16.  technet.microsoft.com

17.  go.microsoft.com

18.  akamaitechnologies.com

19.  deploy.akamaitechnologies.com

20.  mail.ru

21.  e.mail.ru

22.  r.mail.ru

23.  imgsmail.ru

24.  img.imgsmail.ru

25.  img.mail.ru

26.  attachmail.ru

27.  af.attachmail.ru

28.  fipi.ru

29.  edu.ru

30.  school-inform.ru

31.  e-school.ru

32.  klassinfo.ru

33.  kpmo.ru

34.  fcior.edu.ru

35.  pspo.fcior.edu.ru

36.  pool.ntp.org

37.  megabook.ru

38. ege.sdamgia.ru

  2. Административное ограничение доступа:

  • приняты: Порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности);
  • выходы в Интернет обучающихся осуществляется исключительно под контролем учителя или ответственного за работу точки доступа;
  • ограничен доступ в кабинеты, в которых возможен выход в Интернет;
  • определен перечень лиц, имеющих возможность доступа к точкам выхода в Интернет;

  3. Разъяснительно-профилактической работы, в т.ч. проведение постоянных мероприятий с обучающимися и их родителями по безопасной работе в сети Интернет, медиабезопасности.


Безопасные детские сайты

  • Сетевичок.рф – твой главный советчик в сети. 
  • Азбука информационной безопасности от Лаборатории Касперского Лаборатория Касперского подготовила брошюру для учеников младших классов "Азбука информационной безопасности"  
  • https://www.rubiring.ru/arkadiy-parovozov-somnitelnyie-saytyi/ Мультфильм "Аркадий Паровозов спешит на помощь – Сомнительные сайты"
  • https://kids.kaspersky.ru/category/entertainment/multfilmy/ Анимационный сериал о приключениях мальчика Севы и робота Каспера на просторах интернета.
  • http://krasatatiana.blogspot.com/2009/10/blog-post.html Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет.
  • http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru Интерактивная игра «Джунгли Интернета» предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет и призвана научить не теряться при столкновении с угрожающим поведением других пользователей или с негативным содержанием сайтов.
  • http://www.spas-extreme.ru/themes/internet_bezopasnost Интернет-безопасность на портале Спас-Экстрим
  • https://www.edu.yar.ru/azbuka/ Азбука цифрового мира
  • http://i-deti.org/comic/ Комиксы «Приключение Степы в Интернете».
  • http://i-deti.org/video/ Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.
  • https://stepik.org/course/191/  Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса   для школьников 6-9 классов.
  • http://www.fcprc.ru/projects/cyberbullying
  • ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Твой безопасный кибермаршрут. Система консультативной помощи подросткам и родителям в области информационной безопасности в сети Интернет
  • http://персональныеданные.дети/ База материалов в виде правил, презентаций, тестов и игр, объясняющих  важность сохранности личной информации при использовании цифровых технологий.
  • http://www.saferunet.ru/teenager/ Центр безопасного интернета в России: подросткам
  • https://stepik.org/course/191/  Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса   для школьников 6-9 классов.
  • http://www.uznai-prezidenta.ru/ Детский сайт Президента России 
  • https://www.saferunet.ru/ Центр безопасного интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в сети Интернет
  • http://detionline.com/helpline/about/ Бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернета.
  • http://www.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»
  •  http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
  • http://fcior.edu.ru/ Федерадьный центр информационно-образовательных ресурсов.
  • https://www.culture.ru/ Портал Минкультуры России.
  • https://www.smeshariki.ru/   «Смешарики»: развлекательная соцсеть: игры, музыка, мультфильмы детям до 10 лет
  • https://web-landia.ru/ ВебЛандия – лучшие сайты для детей